Методы оценки ресторанного бизнеса


Методы оценки ресторанного бизнеса

Оценка стоимости ресторанного бизнеса преследует разные цели: от получения кредита до продажи ресторана. И в зависимости от конечной цели используется тот или иной метод оценки. Но, так как непосредственно продажа ресторанного бизнеса является финальным ориентиром большинства проводимых оценок его стоимости, то и в контексте нижеприведенной информации будет фигурировать именно эта цель.

Оценка стоимости бизнеса, в частности ресторанного, сложный процесс, учитывающий множество факторов и нюансов. Хотя, по началу, кажется, что для того, чтобы определить стоимость ресторана, всего-то надо знать показатель приносимого ежемесячного дохода и усредненный показатель срока окупаемости вложенного капитала (перемножить оба показателя и получить ориентировочную цену). Но это не так.

Общепринятые технологии и методы оценки стоимости ресторана, также можно использовать при определении стоимости и других готовых предприятий:

  1. Затратный метод оценки. При использовании данного метода учитываются все затраты, связанные с оцениваемым бизнесом (затраты на создание, косвенные и прямые затраты, активы, товарный знак, разрешительная документация, ноу-хау и так далее), за вычетом стоимости обременений и обязательств.
  2. Доходный метод оценки. В основе этого метода лежит принцип ожидания грядущих выгод, а стоимость бизнеса рассчитывается на базе цифр и данных, зависящих от будущих доходов.
  3. Сравнительный метод оценки. В данном случае объект оценивается путем сравнения аналогичных объектов, недавно проданных или просто оцениваемых. Естественно, принимая во внимание различия между сравниваемыми бизнесами, для максимальной «чистоты» проводимой аналогии проводится ряд корректировок. В среде оценщиков и экспертов сравнительный метод оценки считается довольно эффективным, но только для активного рынка, на котором есть возможность найти похожие сделки и собрать по ним все возможные данные и необходимую информацию.
  4. Дисконтирование. Этот метод основан на определении зависимости капитализированной стоимости предполагаемых будущих доходов от функционирования и жизнеспособности бизнеса. Здесь каждый доход (группа доходов) со своими ставками дисконтирования постепенно приводятся к сумме, равной их текущей стоимости. Расчет производится следующим образом: рассчитываются потоки денежных средств для каждого отчетного года, исследуются и прогнозируются расходы, доходы и инвестиции, устанавливаются ставки дисконта, дисконтируются денежные потоки, рассчитываются остаточные стоимости, суммируются остаточные и текущие стоимости будущих денежных потоков, проверяются и корректируются итоговые результаты расчетов.
  5. Капитализация. Метод капитализации заключается в подсчете размера текущей стоимости доходов, полученных в результате функционирования и эксплуатации объекта (в данном случае, ресторана), при помощи специального коэффициента, который принято называть «коэффициент капитализации». Он применяется тогда, когда, во-первых, есть достаточное количество информации и данных для проведения процедуры оценки дохода, и, во-вторых, доход с объекта относительно стабилен, а темпы роста умеренны (например, это может касаться объектов с четко фиксированной платой за аренду помещений на многие месяцы вперед).
  6. Восстановительный метод оценки. Здесь необходимо уточнить, что восстановительная стоимость материальных активов ресторана и любого другого бизнеса представляет собой стоимость полного восстановления объектов ОС в текущий период времени (на момент оценки), то есть  с учетом современных цен, строительных норм, стоимости трудовых и материальных ресурсов и так далее. Но оценка бизнеса с использованием данного способа производится не часто, так как восстановительная стоимость (стоимость воспроизводства материальных активов) далеко не всегда сопоставима с реальной рыночной ценой, хотя и используется в балансовой отчетности любого предприятия.
PDF

Московская Ресторанная Компания. (C) 2011 Все права защищены. Разработка Web-Solution. Ведение и продвижение Поднять-Сайт.РФ

Яндекс.Метрика